В условиях финансового кризиса все более актуальным для предприятий становится вопрос, на чем и как сэкономить. Благодаря передаче нашей компании ведения бухгалтерского учета можно снизить расходы на 25-30 процентов. • проценты комиссии также предусмотрены Аутсорсинг (от английского out - внешний, source - источник) - это передача нашей фирме функций, не относящихся напрямую к основному бизнесу. Главный принцип аутсорсинга - оставляю себе только то, что могу делать лучше других; передаю другому то, что он делает лучше других. В отличие от субподряда, который может иметь эпизодический характер, аутсорсинг - это стратегия на перспективу, которая влечет за собой серьезную перестройку внутри компании. Не стоит путать его и с сервисными услугами. Поставщиков у любого предприятия могут быть сотни, а вот аутсорсер - только один на каждую переданную функцию. Деловая практика аутсорсинга пришла с Запада лет десять назад благодаря независимым юридическим конторам. Следом в эту нишу ринулись аудиторы и консультанты. Сегодня по объемам выручки лидирует IT-направление. При этом на рынке аутсорсинговых услуг остаются свободные ниши. По оценкам экспертов, в ближайшие пять лет положительная динамика сохранится, а объем прироста будет достигать 10-12 процентов в год, во многом благодаря финансовому кризису, который заставляет предприятия искать новые способы сокращения издержек. В мировой практике принято различать три вида такого рода услуг. Под аутсорсингом бизнес-процессов понимают передачу внешнему исполнителю отдельных видов деятельности, которые не приносят компании прибыли, но без которых невозможна ее работа: юридическое сопровождение, управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика... Производственно-хозяйственный аутсорсинг подразумевает, что на внешнее обслуживание отданы вспомогательные заботы: уборка помещений, организация питания, транспорт и т.д. Особый род аутсорсинга - промышленный, когда сторонней организации передается производство продукции, целиком или частями. Строго говоря, это не аутсорсинг в чистом виде, а вид субподряда. • Дружба по контракту Первый вопрос, который встает перед компанией, собирающейся прибегнуть к услугам аутсорсера: кому лучше передать бизнес-процесс - отдельному человеку или фирме? Юридическое лицо, как правило, стремится к долгосрочным отношениям, для него это часть делового имиджа. А вот для фрилансера куда важнее получение прибыли, и он легко может пожертвовать заказом ради более выгодного. Поэтому даже при равной нагрузке и сопоставимом качестве работы фирмы имеют преимущество перед профессионалами-индивидуалами. Одним из важнейших критериев при выборе партнера считается его надежность. - Когда встал вопрос, кому поручить бухгалтерию, меньше всего меня интересовала стоимость. Главное - насколько я смогу этому человеку доверять, - признается директор препресс-бюро. - В итоге подобрал фирму по совету знакомого. Работаем уже пять лет. Проблем не было. Мысли сменить подрядчика - тоже. Хотя предложений поступало много. Не стоит забывать, что любая программа аутсорсинга, пусть даже самая удачная, не даст результата, если не все сотрудники заказчика включатся в процесс. Глухое сопротивление коллектива, "забвение", а порой искажение информации могут серьезно осложнить переходный период. Кроме того, не стоит растягивать заключение договора на месяцы, перемены должны быть не только заметными, но и скорыми. Ну и, наконец, при выборе партнера нужно руководствоваться стратегическими целями, искать не обычного поставщика услуг, а союзника, с которым можно разделить риски. • Объективная цена Не будем забывать и про субъективные факторы. Многие российские менеджеры до сих пор страдают болезнью первопроходцев. Им кажется, что никто лучше их самих не сможет понять специфику этого бизнеса, а следовательно, никто лучше не сможет организовать его. К тому же бытует мнение, что аутсорсеры обычно завышают расценки, пользуясь неосведомленностью заказчика. - Когда клиент говорит "дорого", я отвечаю: а вы посчитайте, в какую сумму обходится ваш бухгалтер, - говорит, заместитель директора аудиторской компании. - Чтобы организовать рабочее место, требуется арендовать помещение, закупить мебель, расходные материалы, плюс Интернет, телефон и, конечно, зарплата. Вот увидите, выйдет не 20 тысяч в месяц, а все 60-70. Никто не говорит, что аутсорсинг - это автоматическое снижение затрат. Текущие издержки, наоборот, могут увеличиться, но в конечном итоге выгода очевидна. Все зависит от размера компании-заказчика и объема работ. Только что созданные организации, имеющие нулевой баланс и работающие по упрощенной схеме налогообложения, получают базовый тариф. Если же требуется полный перечень бухгалтерских услуг, то сумма может доходить до 50 тысяч. Для примера еще несколько цифр. Удаленное системное администрирование обойдется небольшой компании в 1,5-7 тысяч рублей (зависит от количества единиц компьютерной техники). Маркетинговый или социологический опрос с привлечением call-центра - от 21 до 60 тысяч. Анализ конкурентного рынка - от 25 тысяч. - Сумму, которую я получаю в штате за месяц, могу заработать на подряде за пять дней. Ведь важны не только объем работы или затраченное время, - подчеркивает сотрудник. - Работодатель платит, в том числе, за уровень воспитания, образования, такт, ответственность, умение быстро соображать и быть "многостаночником", за выдержку и преданность делу. • Золотая середина Наряду с высокими расценками предпринимателей отпугивает отсутствие реальных механизмов возмещения убытков, возникающих в результате некачественного или несвоевременного исполнения договора подрядчиком, либо утечки коммерческой информации. По словам известного аналитика, до перехода на аутсорсинг любой руководитель находится в жесточайшей зависимости от своих подчиненных. Как следствие, персоналу многое прощается. В том числе то, что штатные сотрудники тратят на выполнение работы в два раза больше времени, чем это реально требуется. Нерадивых журят, пугают санкциями, иногда штрафуют или лишают бонусов. Но принципиально ничего не меняется. Между тем для аутсорсера соблюдение сроков - основное условие получения гонорара и гарантий под будущие проекты. Кстати, ни один подрядчик не будет с подобострастием часами выслушивать рассуждения начальника. Он всегда говорит "нет", если не согласен, и "да", если готов выполнить взятые обязательства. • Нет лекарства от всех болезней В чем сходятся наши собеседники, так это в том, что при всех плюсах аутсорсинга не стоит считать его панацеей. Использовать этот метод могут компании любых форм собственности и любого масштаба. Но наиболее эффективен он на микропредприятиях, а также в малом бизнесе. Средним и крупным предприятиям, прежде чем привлекать подрядчиков, нужно хорошо просчитать целесообразность этого шага. По статистике, чаще всего к аутсорсингу прибегают предприятия оптовой и розничной торговли, строители, сфера бытовых услуг. Реже - промышленные холдинги. - Мне кажется, что аутсорсинг хорош для структур с разветвленной системой, как минимум двумя-тремя отделами, - размышляет Александр Колпаков. - У тех, кто занимается узкопрофильным бизнесом, для передачи на сторону остаются только правовые вопросы и бухгалтерия. подготовлено с использованием Российской газеты
|